В новый век географии

Фото – Андрей Михайлов

Путешествовать любят все: кто-то самостоятельно, кто-то при помощи туристических компаний, кто-то лежа на диване с книгой или у экрана телевизора. Дальние страны, экзотические животные и растения, океанские волны, набегающие на берег с многотысячным пробегом по планете Земля – романтика, приключения и мечты. Но все ли мы способны воспринять именно так, как может показать нам природа или рассказать история? А есть люди знающие, умеющие донести до читателя самую истину всего великолепия, многообразия и уникальности тех мест, о которых некоторые из нас слышали из уст гидов или читали в рекламных проспектах. И вот, объединились эти люди вместе и решили сделать всем путешественникам, туристам и просто интересующимся большой подарок – сделать журнал о путешествиях Global Geographic. Инициатором проекта выступило Центрально-Азиатское Географическое Общество.
Рассказать о новом издании мы попросили главного редактора журнала о глобальной географии (а именно так он его называет) Андрея Михайлова.

Андрей, журналов о путешествиях достаточно много, пускай, не отечественных, но российских, западных. Как родилась идея открытия такого издания для казахстанского рынка, и особенно в условиях уже сложившейся конкуренции?
Во-первых, я бы хотел разделить понятия «путешествия» и «туризм». Много журналов именно о туризме. Лично для меня это разделение состоит в уровне подготовленности, в уровне знаний. Турист – это тот, кто едет туда, куда его везут и «ест» то, что дают. Путешественник в отличие от туриста знает, куда и зачем он едет, что хочет увидеть и, будучи даже в туристической поездке, знает и узнает больше, чем дает ему гид или предлагает туроператор. Вот в этом отличие. И новый журнал будет именно о путешествиях и для путешественников, не забывая, конечно, просто людей интересующихся.
Во-вторых, он будет занимать научно-популярную нишу, это журнал о географии – то, чего тоже пока нет в Казахстане и в регионе. Есть российские журналы, есть американские, но это все от нас далеко. Мы живем не в Америке, не в России, а в Казахстане. Поэтому важно сделать так, чтобы журнал был от казахстанцев, рассматривал мир с точки зрения центральноазиата и был направлен на его интересы.

То есть журнал будет рассказывать о всех странах мира: о многообразии мировых природных памятников, архитектурных, о путешествиях, но – глазами казахстанцев? Все, что будет представлено на его страницах, будет рассказано нашими путешественниками, в том числе и вами, побывавшими в этих странах?
Да, и главное, журнал будет отличаться эксклюзивностью: здесь не будет материалов из интернета, будут только оригинальные статьи. И вообще, когда я начал работать над этим журналом, у меня перед глазами был даже не National Geographic – издание, которому любят все подражать, но мало у кого получается. Перед глазами были старые журналы, еще дореволюционные, Русского Императорского Географического общества, географических обществ других стран: это очень солидный пласт литературы, которая интересовала всю читающую публику того времени. Это были очень популярные журналы, в которых печатались отчеты о путешествиях, исследованиях других стран, описания других народов. Это был классический век географии. Именно эти журналы – пример для подражания.

И авторами этих журналов были именно путешественники…
Совершенно верно. Причем, путешественники прошлого. Их отличает от путешественников современности (не всех конечно) энциклопедизм знаний, хорошая подготовка. Скажем, тот же Северцев, путешествовал по нашим местам и был, по-моему, зоологом, но он в то же время очень хорошо разбирался в геологии, оставил очень яркие этнографические описания. Обращал внимание на памятники.
Вообще, если взять всех классиков, которые были у нас – Валиханов, Семенов-Тяньшанский – это были энциклопедисты, которых приятно читать. Когда читаешь, чувствуешь, что этот человек знает то, о чем пишет. Поэтому даже их дневники очень интересны.

А в Global Geographic подход будет таким же – дневниковые записи? Что действительно подкупает своей оригинальностью, своим интересом со стороны читателей?
Так как все материалы будут эксклюзивными, подразумевается, что человек там был, и все сам видел, чувствовал.
И, конечно, любой материал, само путешествие – это один из этапов подготовки рассказа, отчета. Потому что предварительно проходит большая подготовка. Перелопачено множество книг, и есть интерес, который возник может даже за много лет до того, как ты туда отправился.
А после путешествия, ты уже можешь по-другому взглянуть на некоторые вещи. И, опять перечитывая то же самое, находишь что-то новое. Этот процесс в принципе бесконечен, потому что возвращаясь в страну в следующий раз (а я люблю возвращаться в какие то места), уже по-другому себя там чувствуешь и все видишь по-новому.

Есть какой-то секрет – как рассказать читателю интересно о том, что увидел?
Обо всем можно рассказать интересно. Если у человека есть некое внутреннее отношение к увиденному. Интересный материал определяется отношением к теме самого автора. Причем, это не те восторги, которые характерны для журналов о туризме, для того, что кочует в интернете с сайта на сайт. Мне кажется, это уже достаточно всем надоело. Наша публика, верю, более высокого уровня, читающая публика. Она заслуживает большего.

Каково место фотографии в журнале? Что важнее – изображение или текст?
Фотография? Картинка? От нее никуда не денешься, тем более от картинки качественной. Современный журнал тем и отличается от того, который издавался сто лет назад, что сегодня – это качественная и интересная фотография.
Но и здесь мы будем очень грамотно подходить к изображению. В новом журнале – это будет географический снимок (так его назовем), который не просто иллюстрация, а иллюстрация, которая несет определенную смысловую нагрузку и информацию.
Мне кажется, есть очень немного людей, именно путешествующих, которые могут увидеть и объяснить то, что они снимают. Например, памятник, который уже тысячу раз снимали – все равно, его можно снять так, что будет что-то новое. Можно объяснить читателю какие-то элементы, какие-то особенности в его создании, истории.
Бывают, конечно, снимки просто эмоциональные. Они тоже хороши. Но в целом любая фотография должна нести смысловую нагрузку, географический смысл.

Андрей, можно сделать маленький анонс? Каким будет первый выпуск журнала?
Первый номер – пилотный. В нем будут сделаны заявки на будущие материалы. Мы хотим показать, каким будет это издание. В каждом номере будет главный материал – рассказ об уникальной местности. Либо аналитический материал публицистического характера о каком-то явлении, связанном с географией. В наших планах пройти по путям ариев, дорогами Чингисхана, рассказать о пирамидах, разбросанных по всей планете, исследовать пути буддизма в Азии.
В первом номере будет рассказ об Амазонии. Само это слово уже вызывает бурю эмоций: амазонки, анаконды, крокодилы, зеленый ад, резиновая лихорадка и т д. Мы расскажем о судьбе Туранского тигра, именно казахстанского тигра. В каждом номере будет редкий материал о Казахстане из старых географических журналов. Готовится материал об уйгурских шаманах. Но всех секретов я бы не хотел раскрывать, пусть это будет небольшим сюрпризом для наших читаталей.

О планах на будущее расскажете?
Всего раскрывать не буду, но один интереснейший проект стартует уже в следующем году – это большая экспедиция по Казахстану. Вообще, мне кажется, Казахстан в этом плане – самая малоизученная страна. Так вот, мы пересечем Казахстан от самой южной точки до самой северной, и с самой западной – до самой восточной. Об остальном вы узнаете, когда придет время.

Спасибо, и удачи вашему новому проекту.

Бронирование





Имя, телефон, email


Популярные ссылки

Горящие туры
Бали
Мальдивы
Санатории

Смотрите так-же



Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.