Казахстанский кинематограф

Все для фронта! Все для победы!

Евгений Дьячков,
журналист и кинорежиссер
Странные судьбы бывают у иных изобретений. Одни, взбудоражив на короткое время умы человечества, пылятся многие десятилетия или столетия в анналах, ожидая своего часа и своего интерпретатора. Другие – за неимоверно короткие исторические отрезки времени, зачастую из простого эксперимента трансформируются в немыслимо сложные отрасли, обрастающие сопутствующими, еще более изощренными техническими открытиями и технологиями. Яркое тому доказательство - компьютерное могущество. А ведь еще живо поколение, работавшее на «прародителе» этого чуда - арифмометре, выполнявшем всего несколько простейших операций. Такая же метаморфоза произошла и с кинематографом. Ведь экспериментаторы ставили перед собой простую задачу - оживить фотографию, заставить двигаться запечатленного на ней человека.

Кинематограф. Это слово, прежде чем стать общим понятием, заключившим в себя «все кино от А до Я», обозначало по воле авторов изобретения всего лишь… аппарат! Так братья Луи и Огюст Люмьеры назвали устройство для съемок фильмов.
Кино с первых же дней своего существования, с первого публичного сеанса, имело ошеломительный успех. И такой же ошеломляюще стремительный взлет. Бурно развивались производство аппаратуры, кинопленки, режиссура, выпуск фильмов, которые снимали разосланные изобретателями по всему миру специально подготовленные операторы. Съемочную и проекционную аппаратуру, фильмы раскупали нарасхват многие страны - для большинства из них это стало отправной точкой для развития собственного кинопроизводства и проката. Для примера, первый публичный платный сеанс состоялся в Париже 28 декабря 1895 года, а в России -
в Санкт-Петербурге, Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде - уже в мае следующего года!
Иностранные конкуренты вскоре вытеснили изобретателей с рынка: они были вынуждены сократить собственное производство и довольствоваться лишь продажей патентов.

Студия, призванная на войну

Уже первые создатели фильмов поняли, насколько велика их сила воздействия на зрителя. Понимали это и «власть предержащие»: они при первой же возможности постарались силу эту прибрать к рукам – так было во все времена любых войн и других социальных потрясений.
Война с Германией в 1914 году прекратила приток импортной кинопродукции в Россию. Это подхлестнуло отечественных производителей: в 1916 году в империи уже было выпущено более пятисот, из двух тысяч фильмов, созданных за весь дореволюционный период. Так же было и во времена лихолетья гражданской и Великой Отечественной войн. В 1941-м официальные идеологи бросили все лучшие творческие силы в дело создания новой кинопропаганды, не считаясь с материальными затратами, ставя кино на один уровень с предприятиями оборонного значения. В тыл были эвакуированы крупнейшие студии страны: Киевская, Одесская, Минская киностудии художественных фильмов и «Союздетфильм» (будущая киностудия им. Горького) -
в Ташкент и Душанбе, а Мосфильм и Ленфильм - в Алма-Ату.
В Казахстане в это время уже с успехом работала Алма-Атинская студия художественных фильмов, созданная накануне войны. Именно на ее базе и было организовано новое предприятие - Центральная объединенная киностудия. Хлесткая, как выстрел, аббревиатура ЦОКС стала на несколько лет мировым кинобрендом.
Перестройка всего довоенного советского кинематографа на военные рельсы проходила в необычайно форсированном режиме. В действующую армию было направлено более половины кинооператоров, ставших военными хроникерами. Они информировали население огромной многонациональной страны о положении дел на фронтах. Но первые кинорепортажи были разрозненным материалом, а официальным идеологам нужна была широкая панорама, и кинодокументалистика многократно и целесообразно перестраивалась. Выдвижение ее на первый план было продиктовано насущной необходимостью - информировать народные массы о стремительно развивающихся военных событиях, формировать у зрителя два устойчивых образа - оккупанта и освободителя, воспитывать чувство ненависти к врагу и чувство любви к воину-красноармейцу. Эти два начала в военном кино трактовались броско, плакатно, по-военному кратко. Но очень скоро накопленный материал стали оформлять в публицистические, короткометражные и полнометражные документальные фильмы, которым были присущи не только фиксация военных событий, но и их осмысление, обобщение и потрясающие по своей силе воздействия комментарии.
Одной из первых таких картин была лента режиссеров И.П. Копалина и Л.В. Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942). Фильм имел грандиозный успех в СССР и во многих странах мира. Он был удостоен Сталинской премии, Америка присудила ему, как лучшему зарубежному фильму, премию «Оскар».
Документальные фильмы создавались до конца войны: были выпущены 41 полнометражная и 10 короткометражных лент.
Однако зрителю насущно недоставало и другого кинематографа: военно-игрового. И ЦОКС, обосновавшейся в Алма-Ате, было предписано срочно и, главное, на высоком художественном уровне восполнить этот пробел, вернее, заполнить вакуум. Известным мастерам довоенного игрового кино пришлось учиться воссоздавать на экране не мирную жизнь страны, которую они хорошо знали и умело отображали, а военную страду, познать которую, находясь в глубоком тылу, было невозможно. И тогда им на помощь пришли публицистика и кинодокументалистика.
В ЦОКС был задействован весь цвет советского кино: уже широко известные всему миру режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Александров, С. Юткевич, Г. Козинцев, Л. Трауберг, Ф. Эрмлер, А. Роом, братья Васильевы, Б. Барнет, композитор С. Прокофьев, сценаристы С. Михалков, А. Каплер, Ю. Герман, Е. Помещиков; актеры В. Марецкая, Л. Смирнова, В. Серова, Л. Орлова, Л. Целиковская, М. Ладынина, Б. Блинов, О. Жаков, М. Жаров, Н. Черкасов, Ш. Айманов, К. Бадыров и многие другие.
Во все времена кино «делали» не просто энтузиасты, а одержимые, страстно, до исступления, преданные ему люди. Они не признавали «временных» рамок в своей работе: для них время просто перетекало из суток в сутки, из недели в неделю, и в таком ритме - долгие годы… Но это было уделом лишь «отцов кино». Может быть, поэтому они и успевали сделать многое: отстаивали свои взгляды и убеждения в прессе, писали сценарии и книги, преподавали в вузах - готовили себе смену.
Война поставила всех - и киношную элиту, и работяг от кино - в одинаковые условия и под один лозунг: «Все для фронта! Все для победы!». Мосфильмовские, ленфильмовские и алма-атинские кинематографисты в ударных темпах строили производственный процесс, выдавали свою специфическую продукцию: на фронт шли «Боевые киносборники» (БКС), представлявшие собой игровые короткометражные ленты. Первая из них, под названием «Антоша Рыбкин» (реж. К. Юдин), о веселом кашеваре, который по необходимости становится и умелым воином (арт. Б. Чирков), вышла в свет в самый канун 1942 года -
всего лишь через два месяца после начала работы новой киностудии!
Вскоре в БКС увидели свет «Сын бойца» (реж. В. Строева), «Батыры степей» (реж. Г. Рошаль), «Ванька» ( реж. Г. Раппопорт), «Белая роза» (реж. Е. Арон) и другие киносюжеты.
Над боевыми киносборниками работали и молодые, только начинающие свою кинематографическую карьеру, и зрелые, уже состоявшиеся в большом кино, мастера. Сборники состояли из коротких игровых сюжетов, перемежавшихся с документальными лентами, но все они были объединены одной мыслью, одним лозунгом: «Победа будет за нами!». Они вдохновляли и объединяли весь огромный многонациональный советский народ: и бойцов, сражавшихся на фронтах, и людей, ковавших, как тогда говорили, победу в тылу. Авторы фильмов - и сценаристы, и режиссеры - искали и находили новые приемы в создании особенно глубокого воздействия на зрителя, которое поднимало боевой дух армии и трудовой энтузиазм работавших в тылу.
Несомненной удачей было включение в канву военных короткометражек персонажей из довоенного игрового кино. Так, например, эпизод ухода Максима (арт. Б. Чирков) на защиту революционного Петрограда в финале фильма «Выборгская сторона» из широко известной и любимой довоенным зрителем трилогии режиссера Григория Козинцева трансформировался в эпизод, в котором он «выходит» из экрана, оказывается на митинге, где страстно и гневно говорит о нашествии фашистских орд на Родину, зовет, обращаясь прямо к зрителю, к беспощадной борьбе с оккупантами. Точно так же из довоенного фильма «Парень из нашего города» герой войны в Испании Луконин (арт. Н. Крючков), воевавший с фашистами за освобождение испанского народа, уходит на фронт освобождать уже свою Родину.
Патетика, некоторая нарочитость таких художественных приемов ни создателей, ни зрителей не смущали: одни считали, что так надо, другие - что так и должно было быть!
Живое участие и сопереживание вызывали судьбы героев фильмов самых разных: посвященных партизанам и подпольщикам, героям-одиночкам и целым подразделениям или экипажам, летчикам, например, как в фильме «Жди меня» (реж. А. Столпер и Б. Иванов), снятом в павильонах ЦОКС и на натуре в отрогах Алатау.
Здесь же, в Алма-Ате, с 1941 по 1944 годы было снято почти восемьдесят процентов всех художественных игровых картин. Среди них такие шедевры мирового кино, как «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Большой популярностью у зрителя пользовались потрясавшие своей эмоциональностью и огромной силой воздействия фильмы «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и «Радуга» (реж. М. Донской). Последний упомянутый фильм имел большой успех за рубежом. Вот какую телеграмму получил режиссер Марк Донской от Президента США Рузвельта: «... в Белом доме смотрели присланную нам «Радугу». Я попросил профессора Болена переводить нам, но мы поняли почти все без перевода. Картина будет показана американскому народу».
Приезжие кинематографисты не обошли своим вниманием и казахскую тематику. В «Боевые киносборники» Центральной объединенной киностудии вошло несколько таких короткометражных лент. В этих мини-фильмах начинали свою работу многие будущие знаменитости. Так в сюжете «Батыры степей» (реж. Г. Рошаль) одним из авторов сценария был А. Тажибаев, впоследствии знаменитый казахский писатель, а исполнителем главной роли -
актер Капан Бадыров (боец Куреген). В других ролях также были заняты казахские актеры: Р. Османова, Ж. Огузбаев, К. Карабалина, Р. Мусабекова, Д. Нурпеисова. В фильме этом были использованы фольклорные источники: боец Куреген на отдыхе, между боями, рассказывает своим товарищам по оружию о легендарном батыре Толагае, защищавшем свою землю от соседей-захватчиков и отдавшем жизнь за свой народ. Гибель Курегена в бою с фашистскими захватчиками прочитывается зрителем как знак преемственности, отваги и самопожертвования ради счастья и свободы Родины, как естественное продолжение воинской доблести предков.
В фильме «Белая роза» (реж. Е. Арон) одним из авторов сценария был Кабыш Сиранов, студент ВГИКа, впоследствии ставший известным кинокритиком, драматургом, автором книг о киноискусстве Казахстана. В этой же киноленте сыграл главную роль молодой Шакен Айманов. Его героя, Джакпана, выделила из трех соперничавших джигитов и полюбила прекрасная Сабира. Но Джакпан - фронтовик и боится только одного, что, погибнув, разобьет сердце красавицы, и поэтому скрывает от любимой свои чувства.
Кабыш Сиранов был также сценаристом киноленты «Под звуки домбр» (реж. А. Минкин, С. Тимошенко) -
первого произведения в жанре киноконцерта, в котором, кстати, дебютировал в качестве одного из художников-постановщиков К. Ходжиков.
В киноконцерте был задействован весь цвет казахстанского музыкального искусства: К. Байсеитова, К. Куанышпаев, Ж. Омарова, Д. Нурпеисова, Ш. Жиенкулова и многие другие. В качестве концертных номеров были использованы фрагменты опер Е. Брусиловского «Кыз-Жибек» и «Ер-Таргын». Киноконцерт пользовался большим успехом. К тому же он сохранил для потомков бесценные кадры, запечатлевшие сразу столько талантливых исполнителей, ставших классиками казахского национального музыкального и танцевального искусства.
Центральная объединенная киностудия была не только производительной силой, базой по выпуску такой важной и нужной кинематографической продукции, но и великолепной творческой лабораторией для молодых кадров: и российских, и казахстанских, школой для зрелых мастеров - писателей, театральных актеров, музыкантов, художников, привлеченных для работы над фильмами “Они не только освоили сопутствующие своей основной специальности навыки, но и обрели новые, “киношные”, профессии. Многие из них стали актерами кино, киносценаристами, художниками кино.
Кроме того, эвакуация ведущих киностудий в тыл решила не одну, а сразу несколько важных задач: она позволила сохранить лучшие творческие силы кинематографа, его производственную базу и технику. На базовой основе ЦОКС и других эвакуированных киностудий зародились национальные кинематографии республик Средней Азии и Казахстана.
ЦОКС - киностудия, призванная на войну, как солдат, служила верой и правдой своей Родине в глубоком тылу, ставшем для нее самой настоящей передовой линией борьбы с фашистами на идеологическом фронте.
Основные этапы развития казахстанской кинематографии

- Первый документальный фильм в Казахстане был снят в 1925 году. Назывался он «5-я годовщина Каз. АССР». Оператор Я. Толчан.
- Первый художественный фильм на казахстанском материале был снят в1928 году на киностудии «Совкино» по роману Фурманова «Мятеж» (реж. С.А. Тимошенко).
- В 1928 году при Совнаркоме РСФСР образован трест «Востоккино»: его алма-атинское отделение начало выпуск киножурнала «Последние известия».
- В 1929 году вышли хроникальные фильмы-очерки «Алма-Ата и ее окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «На джайляу», «Школы ликбеза», «Кооперация в аулах», «Кзыл-аскер».
- В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В.А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.
- Трест «Востоккино» выпустил художественные фильмы «Джут» (1931), «Тайна Каратау» (1932).
- В 1934 году организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начат регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов. В Москве начато дублирование лучших советских фильмов на казахский язык.
- В 1935 году на «Мосфильме» по роману И.П. Шухова «Ненависть» снят художественный фильм «Вражьи тропы» (режиссер И.К. Правов).
- В 1939 году на «Ленфильме» был снят первый казахский художественный фильм «Амангельды» (сценаристы: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов; режиссер М. Левин; исполнитель главной роли Е. Умурзаков).
- В 1941 году в Алма-Ате организована киностудия художественных фильмов. В ноябре она слилась с эвакуированными киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм». В результате слияния была образована Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), которая интенсивно функционировала с 1942 по 1944 годы.

Бронирование





Имя, телефон, email


Популярные ссылки

Горящие туры
Бали
Мальдивы
Санатории

Смотрите так-же



Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.